АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ (КОНТЕНТ-АНАЛИЗ АВТОРЕФЕРАТОВ ДОКТОРСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ)

Казакова А.Ю.

Аннотация

Методом снежного кома в ходе контент-анализа авторефератов диссертаций на соискание ученой степени доктора социологических наук, представленных в базе Российской государственной библиотеки, выделены формы внедрения результатов социологических исследований, обозначенные авторами в традиционных разделах вводной части «Практическая значимость результатов» и «Апробация работы». Обнаружилось семь чрезвычайно неравномерно распределенных форм внедрения результатов в общественную практику. Опираясь на понимание информационной ценности сообщений Клода Шеннона как наименее вероятных, автор обнаруживает высокую предсказуемость пост-исследовательской судьбы полученных результатов. Фундаментальная наука замкнута на академическое сообщество. Ядро «публичной социологии» в понимании М. Буравого составляет лишь 3% работ. Общее поле можно расширить до 25% работ с менее выраженной открытой исследовательской ориентацией. В этой периферийной части отмеченные факты внедрения результатов в неакадемической среде могут объясняться как осознанной потребностью автора в рефлексивном диалоге с гражданским обществом, так и традициями отдельных научных сообществ по месту защиты.

Ключевые слова

формы внедрения результатов в практику; информационная ценность; индекс Шеннона; публичная социология.

DOI: 10.31249/rsoc/2022.02.03

Скачать текст статьи